Принцип тотального мышления и задачи современного образования
За эту работу нас побудило взяться осознание непонимания значения мышления в человеческой деятельности, которое явствует из высказывания многих наших начинающих и не начинающих ученых. Прежде всего о том, как мы понимаем мышление. Мы вынуждены остановится на этом вопросе, поскольку без ясного и четкого представления о мышлении, ограничивающим его от всех иных видов психической деятельности, никакой конструктивный разговор, по нашему мнению, невозможен.
Итак, следуя традиции Карлоса Кастанеды и иных эзотерических авторов мы понимаем под мышлением внутренний диалог, то есть тот внутренний разговор который постоянно присутствует у нас в мозгу в бодрствующем состоянии и который прерывается лишь тогда, когда этот внутренний разговор совпадает с разговором внешним, то есть в моменты вербального общения. Таким образом мышление - внутренний диалог. В этой связи несколько слов о сознании, точнее о сознательной сфере, поскольку понимание сознания будет крайне важно для наших последующих работ. Под сознанием мы понимаем ту сферу или окружающую среду в которой происходит мышление, то есть говоря иначе, что либо осознается в том случае если осмысливается, то есть подвергается переработки внутренним диалогом.
Разница между мышлением здесь следующая: внутренний диалог является процессом переработки информации, в то время, как перерабатываться может все, что угодно, например чувства, эмоции, впечатления, внутренние конфликты, одним словом, любые раздражители, внутреннего или внешнего происхождения, так вот прежде чем тот или иной раздражитель начнет осмысливаться он должен попасть в сознательную сферу, то есть стать доступным для мышления, то есть для внутреннего произнесения. В этом так же отличие сознания от подсознательной сферы. Раздражители, находящееся там, осмыслены быть не могут, они скрыты от сознания и его практического выражения мышления.
Теперь относительно образов, многие относят образы к мышлению, мы этого делать не будем и вот почему: нет нужды говорить, что образы находятся в сознательной сфере, но образы с мышлением, в нашем его понимании, не связаны, поскольку они не обязательно осмысливаются, хотя осмыслению и доступны, впрочем, как и многое другое находящееся в сознательной сфере, например, чувства, эмоции и другое, находящееся в сознании не обязательно осмысливается, хотя и осмыслению доступно. В то время, как, то что находится в подсознательной сфере принципиально для осмысления недостижимо, ибо прежде чем стать доступным для осмысления, оно должно сперва перейти в сознание.
Таким образом, теперь, когда стало ясным, что мы понимаем под мышлением, мы можем перейти к следующему. Мы утверждаем, что развитие мышления способствует и приводит к возникновению морали и, в конечном счете, вероятно, религии. Попробуем это доказать. Начнем с того, что любому человеку хоть раз задумавшемуся о мире совершенно ясно, что мир можно разделить на две сферы: « этот мир» и «тот мир», при этом под « этим миром » понимается все то, что доступно воспринимать нашими органами чувств и приборами, а под «тем миром» все то, что лежит за границей смерти и в нормальном состоянии органам чувств нормального человека совершенно недоступно. Однако, всегда есть и были люди, которые имели доступ к восприятию иного мира непосредственно через свои органы чувств, таких людей всегда было очень немного и многие из них стали духовными учителями человечества. Однако, с другой стороны, всегда есть и были люди, которых интересовало, что представляет собой этот мир, зачем мы пришли в него, куда уйдем, от непосредственного восприятия органов чувств которых иной мир был скрыт, и таких людей всегда было гораздо больше. Единственным инструментом для познания этого мира для этих людей всегда было мышление, которое использовало информацию, поставляемую органами чувств. Человек начинал анализировать, что представляет собой этот мир, искать ответы на мучавшие его вопросы. Многие в своем анализе, особенно современные люди, вообще не доходили до вопросов, связанных со смертью в силу страха, который вызывает это практически недоступное познанию явление, многие останавливались на тех, или иных уровнях человеческого бытия, многие, особенно в прошлом, да нередко и сейчас, просто обращались к религии, и тем самым для себя решали вопрос связанный со смертью. В этом явлении - в размышлении о сути этого мира - ключ нашего доказательства, но прежде чем мы подробнее на нем остановимся, мы коснемся еще одной сферы человеческого бытия, сферы боли и болезней.
С некоторых позиций, болезни являются промежуточным состоянием между смертью и жизнью. Дело в том, что если человек опасно болен, то он этому миру уже не принадлежит, в том смысле, что все что значимо для этого мира, для него уже не значимо, и он уже четко определенно в будущем окажется в мире ином и, естественно, что вопросы связанные с иным миром занимают такого человека много больше, чем с этим, в этом источник духовного подъема раковых больных, отмечаемого многими исследователями. Разумеется, все мы находимся глобально на одном уровне с ними, но у нас есть возможность тешить себя некоторыми иллюзиями, а у них нет. Этот вопрос имеет еще одну сторону - сама по себе боль является ощущением негативным и доставляет человеку массу всяческих неприятностей и неудобств одним словом ему просто больно и хочется что бы больно не было.
Теперь вернемся к смерти, если научить человека думать о собственной смерти и собственной боли, думать о том, что он есть в этом мире, зачем пришел и куда уйдет, то человек неизбежно начнет оценивать желает ли он себе боли или смерти, нравиться ли ему когда ему больно, и придет к столь же неизбежному выводу, что он умирать не хочет, что смерть это чрезвычайно негативно, что когда больно то плохо. Придя к этому выводу, человек будет вновь и вновь пытаться при помощи имеющихся у него механизмов понять этот мир, кто вокруг него, зачем эти люди существуют рядом. Человек так же поймет необратимый характер смерти , то что после смерти ничего изменить уже нельзя, человек поймет, что если его смерть столь страшна для него, то очевидно и внутри другого человека происходит то же самое. А если он поймет всю силу собственной будущей трагедии, он никогда не сможет поднять руку на другого человека, поскольку его тотальный анализ даст ему информацию о том, что для другого человека трагедия будет аналогична и что другой человек может испытывать столь же сильную боль, что и он сам.
Именно мышление до конца, до самых основ, до иного мира, мы называем тотальным мышлением, в том смысле, что анализ положения человека в этом мире проведенный полностью приведет человека к границам мира иного, где такой инструмент, как мышление не работает вообще и именно такой анализ поставит перед человеком вопрос о существовании Бога, поскольку человек не сможет остановится в своем стремлении к ответу на эти действительно серьезнейшие вопросы, которые любого человека сознательно или подсознательно волнуют сущностно. Именно тотальное мышление приведет человека к нравственности, ибо человек на основании анализа не сможет хотеть зла другому человеку потому, что он не хочет смерти и боли для самого себя. Именно размышление о себе самом сформирует в человеке основы нравственности. Важно лишь то, что бы это размышление было по настоящему глубинным, всеобъемлющим, тотальным и постоянным, что бы человек стремился действительно дойти до сути и тогда вопрос о причинении боли кому то иному не будет иметь для человека никакого смысла. Ибо, с одной стороны, его прагматичный анализ даст ему информацию, что он человек, один из тех кто вокруг него, с другой стороны, его анализ даст ему информацию, что когда ему больно то ему это не нравится и следовательно когда будет больно другому, то он будет испытывать точно те же ощущения, а поскольку он не желает боли себе, то не сможет желать ее кому-то другому именно потому, что знает что такое боль.
Люди убивают потому, что они не задумываются о том, что они делают, потому, что они думают, что они вечны, потому что они не думают о том что сами могут испытывать боль, одним словом потому, что не понимают всю внутреннюю трагедию жизни, где каждый лишь временный гость. И если хоть на минуту представить себе совершенно фантастическую ситуацию, что каждый человек на этой земле начал прагматично анализировать его место и смысл в этом мире, то все убийства и насилия через очень короткое время прекратятся ибо люди поймут, свое истинное место на этой Земле и скорее всего обратятся к Богу или различным духовным учениям, дабы сутью своей постигнуть что значит Иной мир.
Таким образом, мы считаем, что основной задачей современного образования является формирование тотального мышления, без каких либо заранее заданных нравственных установок или ориентиров. Нет, научите человека, просто думать не программируя его заранее, но думать до конца не останавливаясь, поставьте перед ним вопросы о которых мы говорили здесь, или даже не ставьте, ибо к этим вопросам любой человек приходит естественно в процессе своей жизни. Человек должен быть готов анализировать любые утверждения и мнения, даже самые нелепые и кажущееся глупыми, но только делать это необходимо до самого конца, не останавливаясь анализировать к чему приводит то, или иное мнение. И, прежде всего, человек должен быть готов думать и анализировать сам себя и тогда вопрос о нравственности отпадет сам собой, ибо человек придет к основным нравственным принципам в процессе своего тотального мышления.
| |