На ГЛАВНУЮ ОБО МНЕ ОБ ЭССЕ О СМЕРТИ О НАУКЕ О СТИХАХ МУЛЬТ и ПЕСНИ ГОСТЕВАЯ
СМЕРТЬ
ТОТАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
СМЕРТЬ КАК СИСТЕМА
ЗНАЧЕНИЕ СМЕРТИ
О СМЕРТИ БЛИЗКИХ

Cмерть

Эта работа будет посвящена проблеме, над которой все мы, вольно или не вольно, когда-нибудь задумывались и над которой почти каждый из нас старается не думать. Несмотря на это, эта проблема является той, с которой каждому из нас придется столкнуться с роковой неизбежностью. Речь идет о проблеме смерти.

Надо сказать, что мне приходилось довольно много писать о смерти, но все иные работы были прежде всего сконцентрированны на значении смерти в человеческой жизни. Эту же мы посвятим в основном ответу на вопрос, что такое смерть, упоминая, разумеется, и иные аспекты этого сложнейшего явления.

Итак в соответствии с уже устоявшейся традицией применять формальную логику, поступим так же и в данном случае. Результат, как всегда, будет однозначный и, как обычно, достаточно не сложный. С точки зрения формальной логики смерть означает – окончание, конец. Как известно все в этом мире когда - либо началось и когда – либо закончится, и лишь временем определяется то, как быстро, оно (это окончание) наступит. Несмотря на то, что все в мире когда-нибудь умирает, ничто, как и известно из закона сохранения энергии, не исчезает бесследно. Что-то остается всегда. Рассматривая жизненные циклы неживых феноменов, убеждаешься, что смерть их является, как правило утратой их функциональности. Т.е. после смерти наблюдается дальнейшая невозможность для них поддерживать их прежние функции.

Вместе с тем, если рассаматривать объект как систему, невольно поражаешься тому, что все, или почти все элементы из которых этот объект состоял в течение жизни продолжают сохранять свое существование, разрушаются лишь взаимосвязи внутри объекта. Именно из-за разрушения взаимосвязей объект и утрачивает свою функциональность.

Разрушение же взаимосвязей происходит, как правило, из - за изменения одного или более элементов под воздействием окружающей среды и (или) процессов износа самих элементов за время своего взаимодействия с другими элементами. Одной из важнейших причин разрушения системы, является утрата системой того энергетического потенциала, под воздействием которого она ( эта система) когда-то возникла.

Иначе говоря, для возникновения любой системы необходим мощный внешний источник энергии, который, так или иначе, объединяет элементы вместе, заставляя их обмениваться энергией друг с другом. В соответствии с законами физики энергетический потенциал замкнутой системы когда-либо иссякает и система разрушается и умирает.

Как бы то ни было, смерть эта проявляется прежде всего в утрате системой своих системных качеств, т.е. тех качеств, которые не выводятся из прямого суммирования свойств элементов системы, а существуют, как производная взаимодействия этих элементов.

Например, системным качеством гвоздя, если рассматривать гвоздь как систему, являются возможность его забивания в дерево при помощи молотка, а так же возможность скреплять собой деревянные предметы. Если отделить шляпку от ножки, то элементы будут продолжать свое существование, а сам гвоздь, тем не менее, исчезнет, так как по отдельности каждый из этих элементов не в состоянии сохранять системные качества. Мы видим, что разрушение системы может происходить, как под воздействием внешнего импульса, в данном случае, например, ножовки, так и, часто в результате постепенного воздействия окружающей среды, например, ржавения. В этом случае часто изменяются сами системообразующие элементы.

Но гвоздь система закрытая, билологические системы иные, они открытые, то есть предусматривают обмен энергией с окружающей средой. В них заложены механизмы регенерации своих собственных элементов, которые существенно замедляют уменьшение энергетического потенциала системы, хотя со временем эти механизмы регенерации и обмена начинают давать сбои и, в конечном итоге, выходят из строя, что приводит к разрушению системые и ее смерти т.е. утрате системных качеств.

Попробуем же рассмотреть человеческую смерть с точки зрения всего вышеизложенного. Рассматривая смерть, как конец существования человека необходимо хотя бы кратко обозначить что мы понимаем под человеком, иначе все дальнейшие рассуждения перестанут иметь всякий смысл.

Условно можно разделить человека с точки зрения структуры на физическую и психическую части. А с точки зрения функционирования, на поведенческую и, опять таки, психическую части. Под физической частью все и всегда понимают человеческое тело, а под поведенческой – все действия совершаемые человеком в течение жизни. С психической частью сложнее – определений множество. Одно из популярных – выдление ума, как воплощение внутреннего диалога, эмоций – как совокупности чувств и духа, как воплощения связи человека с чем-то божественным (высшим).

Системные качества человека являются производным от тела, духа, чувств и ума. Точнее все эти элементы в синтезе и будут давать то, что принято называть человеком. Не вызывает сомнений тот факт, что в результате смерти человеческое тело разрушается и со временем оно, в результате совокупности геохимических процессов превращается в то, чем оно когда-то и являлось т.е. в химические элементы.

Однако, как уже упоминалось, в соответствии с законом сохранения энергии ничто на свете не исчезает бесследно. А это означает, что в результате смерти с психической составляющей человека тоже должно что-то происходить и если бы кому-нибудь удалось доказать, что психическая составляющая человека проистекает из его физической, то из этого последовал бы вывод о ее уничтожении в результате смерти.

Такие попытки предпринимались, и еще будут предприниматься, но едва ли кто-то в процессе доказательсва достигнет успеха. Напротив, за время своего существования человечество накопило множество данных о том, что психическая составляющая не явяляется следствием физической. Практически все духовные учения полны рассказов о людях которые умея концентрироваться на своем духе совершают множество невероятных, недоступных для тела дел. И более того, врачи наблюдавшие эти тела констатировали их безусловную физическую смерть. Целая система йоги предназначена для того, что бы научить человека общаться с собственным духом.

Таким образом, если изначально с момента зачатия человек обладал своей психической составляющей, то с ней в результате смерти должно что-либо происходить. Если принять во внимание факт происхождения духа из какого либо внешнего источника, то естественно будет предположить, что она эта составляющая возвращается в этот источник после смерти, подобно тому как это происходит с телом.

Однако, несмотря на это, нет сомнений, что в результате смерти человек теряет многие свои системные качества, ибо наше существование, как людей очень тесно взаимосвязанно с нашим телом, а оно, вне всякого сомнения, разрушается. Но, как уже упомниналось, это совершенно не означает, что разрушению подвергается все. Дух возвращается к своему первоисточнику.

Достаточно, хорошо известно, что все эзотерические учения ставят своей целью обученние человека общению со своим собственным духом, однако очень мало кто пишет о том факте что общество по сути своей препятствует этому обучению. Оно учит нас чему угодно только не взаимодействию с собственным духом и понятно почему.Дело в том, что человек знакомый и уже умеющий концентрироваться на собственном духе вряд ли захочет выполнять многие социальные функции, такие, как служба в армии, стремление к богатству, власти, накоплению и еще многие другие. Над таким человеком общество будет иметь минимум власти и оно, что естественно в этом не заинтересованно. Поэтому общество стремится всеми правдами и неправдами отвлечь человека от мыслей о смерти, а значит и духе. Для иллюстрации этого достаточно отметить, что на телевидении нет ни одной передачи посвященной проблеме смерти.

Естественным аппонентом смерти выступает любовь как символ зарождения новой жизни. Хотя на самом деле факт появления новой жизни является ничуть не мене таинственным чем факт ухода из жизни, но мы привыкли не задумываться над тем что происходит, пока нас это не касается.

Нам все равно, что люди вокруг нас умирают, и мы начинаем дергатсья лишь тогда когда дело касается нас самих или тех кого мы любим. Кстати, тот факт, что общество предохраняет людей от знаний о своей духовной сущности подтверждается тем, что в стране насквозь пропитанной духом, создавшей целую систему духовного восхождения личности – Индии, на самом деле эта система была доступна лишь для узкой касты жрецов или для отшельников, добровольно уходящих от мира. Тогда, как все остальные должны были выращивать рис, воевать, торговать и заниматься прочими социальными действами.

На этом пожалуй можно и закончить. В заключении хочется отметить, что истинный ответ на вопрос, что такое смерть можно получить только в результате серьезного духовноего поиска через переживаение собой состояний похожих на смерть. Сам я такого опыта не имею, иначе, возможно, эта работа получилась бы иной. Однако опыт размышления у меня все же есть и именно его я и попытался здесь представить.

Леонид Эрштейн 2007.
All right reserved.
Hosted by uCoz