На ГЛАВНУЮ ОБО МНЕ ОБ ЭССЕ О СМЕРТИ О НАУКЕ О СТИХАХ МУЛЬТ и ПЕСНИ ГОСТЕВАЯ
ДАЙВЕРЫ НАШЕГО МИРА
ЛЮБОВЬ
МОЯ РЕЛИГИЯ
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ
СВЯЩЕННИКИ
ВРЕМЯ
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ
ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

Время как субъективная реальность

За работу эту нас побудили взяться как долгие размышления о феномене, с которым каждый из нас сталкивается постоянно, так и невозможность найти краткую обобщающую работу посвященную проблеме Времени.

Вольно, или невольно, но работа эта ( как и все прочие) будет предложена вам в жанре эссе, так как жанр этот позволяет нам высказывать достаточно серьезные, требующие осмысления вещи, но, в отличие от научного, не требует от нас приведения бесконечного множества цитат и ссылок, до предела усложняющих понимание предмета, но не превносящих по сути ничего нового.

Итак, предметом нашего рассмотрения будет такой любопытный, странный и общеизвестный феномен коим является Время. Характеристика времени может применяться вообще к любому предмету, явлению или чувству. Все имеет свое время и нам, следуя традиции формальной логики надлежит вскрыть, что же объединяет вообще все предметы и феномены существующие на этой Земле. Не трудно убедится, что, с точки зрения рассмотрения их (этих феноменов) с позиции времени речь идет, не более и и не менее, как об изменении. Да, формальная логика должна была бы ответить на вопрос - `Что такое время?` столь просто. Время это изменение. Ничто на нашей планете не остается постоянным, все подвержено изменению, все когда- либо зарождается - тем самым начиная свое существование и когда либо умирает - тем самым заканчивая его.

Нельзя не отметить, что в этой работе мы будем рассматривать Время с точки зрения и в системе отсчета этого мира, этой Земли, ибо вероятно, начичие времени есть одна из специфических черт нашего восприятия мира, так как, скорее всего, в глобальной ( вселенской, божественной) системе отсчета Времени не существует вообще, и все, что может существовать существовало всегда. Но это представляет собой тему иного, специального исследования, и даже не исследования, а скорее опыта и переживания каждого отдельного человека.

Мы привыкли измерять изменение событий нашего мира сравнивая их с другими, более постоянными изменениями - с солнечным циклом. Так создается объективное представление о времени. Для общества наличие такого представления являеется совершенно необходимым ибо без него была бы невозможна никакая статистика, да и многое что другое. С другой стороны, каждому из нас из опыта известно, что на самом деле один и тот же промежуток времени может проходить совершенно по разному, то есть каждый из нас может на своем опыте подтвердить (и частенько подтверждает) следующее парадоксальное утверждение - 2 часа не равны 2 часам, например.

От чего же зависит субъективное течение времени? Вопрос не простой, но в общем виде на него надлежит ответить следующим образом. Субъективное течение времени зависит от распределения внимания в процессе существования человека. `Воистину` - скажут нам - ` Ну и ответ он знаете ли рождает больше вопросов, чем сам на что-то отвечает`. Что ж все верно, попробуем внести ясность. До крайности сложно адекватно определить Внимание, но, все же, дадим ему следующее определение - психическая концентрация человека на явлениях внутреннего или внешнего мира. Мы не будем здесь подробно обсуждать проблему внимания, ибо для этого потребуется специальная работа и видимо не одна. Корни Внимания, лежат в изначальных процессах формирования, развития и существования человеческого Я.

Предложим следующую закономерность - чем сильнее концентрация внимания на явлениях внешнего мира, тем быстрее субъективное течение времени. Поясним на примерах. Каждый из нас помнит, как медленно и плавно тянулось время в детстве, каким долгим казался промежуток времени в один год или месяц. Почему? Внимание ребенка очень рассеянно ребенок очень редко и мало концентрируется на явлениях окружающего мира ( о чем, кстати прекрасно осведомлены практически все школьные учителя) потому и время для него тянется медленно. Наступает взрослый период жизни - мы постоянно скоцентрированны то на том, то на другом в результате жизнь течет незаметно, дни проходят как мгновения, месяцы как минуты. С другой стороны, вспомним - мы на отдыхе, в отпуске, внимание рассеянно и время опять замедляет свой ход.

Внимание, однако, не единственное, что влияет на процессы субъективного течения времени. Одним из регулирующих факторов здесь явяляется так же и радость. Вырисовывается следующая закономерность - чем больше радости испытывает человек, чем более счастлива его жизнь, тем быстрее летит для него время, тем, субъективно, короче его жизнь. Видимо, это так же связано с вниманием. Связь здесь, вероятно, следующая - чем больше человек концентрируется на времени, то есть изменении своей жизни как таковом, тем медленнее идет для человека время, а счастливые как известно часов не наблюдают, они вообще не обращают внимание на время и оно для них проходит быстро и незаметно.

Следующия фактор от которого зависит субъективное течение времени - это пространство. Каждый из нас замечал, что в горах, в пустыне или в лесу время идет субъективно несколько иначе, чем в городе. Здесь, однако, необходимо оговорится, что возможно это связано с тем, что во всех этих местах мы заняты чем то иным, чем обычно и следовательно нарушается наше распределение внимания. Однако, почти наверняка, можно утверждать, что течение времени для городского и сельского жителя не одинаково. Для жителя города время идет в целом быстрее, чем для жителя деревни. Возможно, правда потому, что в городе намного больше предметов на которых можно сконцентрировать внимание, чем в деревне. В целом же закономерность прослеживается следующая - чем спокойнеее пространство, тем медленнее время. Кстати, такова плата за прелести цивилизации субъективно тот кто пользуется ими живет куда как меньше, чем тот кто лишен этих `прелестей`.

Наконец, необходимо остановится вот еще на каком вопросе. Дело в том, что времени как такового не существует, действительно Время это не то, что можно потрогать руками, понюхать или попробовать. Вместе с тем никто из нас по опыту не сомневается в реальности времени. Хотя, как уже упоминалось, если рассуждать формально, то никакого времени нет, ибо будущее сразу же становится прошлым, плавно переходя стадию настоящего. Рассуждение это, однако в корне ошибочно, ибо, как мы уже отмечали, Время это всего лишь изменение и изменение это существует по факту существования нас самих и предметов(феноменов) которые нас окружают.

В заключении хотелось бы поблагодарить само время за то, что оно вольно или невольно позволили написать эту небольшую работу (хотя формально данная благодарность и не имеет никакого смысла).

Леонид Эрштейн 2007.
All right reserved.
Hosted by uCoz