На ГЛАВНУЮ ОБО МНЕ ОБ ЭССЕ О СМЕРТИ О НАУКЕ О СТИХАХ МУЛЬТ и ПЕСНИ ГОСТЕВАЯ
ДАЙВЕРЫ НАШЕГО МИРА
ЛЮБОВЬ
МОЯ РЕЛИГИЯ
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ
СВЯЩЕННИКИ
ВРЕМЯ
ЭПОХА ВОДОЛЕЯ
ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

Духовное развитие (Два взгляда на духовное развитие.Три стадии духовного развития)

Два взгляда на духовное развитие

В короткой этой работе хотел бы я остановиться на вопросе, который представляет интерес для тех, кто когда-либо задумывался над путями человека в этом мире, зачем пришли мы сюда, и как следует жить. Думается мне, что лишь очень немногие из пишущих стихи людей не задумывались над этими вопросами и, следовательно, работа эта для вас, дорогие мои поэты. Здесь и сейчас хочу я предложить вам размышление о том, что представляет собой духовное развитие человека, каковы цели этого развития и в чем его непреходящий смысл.

В процессе размышления и общения с многими, кто, как и я, задумывался над проблемами духовного развития человека, выявились два понимания этого непростого вопроса. Первое представление о духовном развитии состоит в том, что суть этого самого развития заключена в постоянном совершенствовании разума, чтении книг, познании музыки, живописи и всех иных возможных и невозможных видов искусства. Надлежит так же заметить, что в духовное развитие соответствующее данному пониманию обычно включают разнообразные виды творчества, будь то научное или художественное.

Второе понимание духовного развития представляет этот процесс, как познание Духа, то есть познание божественной сущности человеческого Я и достижение этой сущности в процессе нашего земного существования. Нельзя не отметить, что к второму пониманию, безусловно, относится и постижение Духа как такового, то есть некоей субстанции, управляющей человеческими жизнями и стоящей над ними. Рассмотрим же оба понимания духовного развития подробнее и попробуем обосновать справедливость одной точки зрения и, соответственно, несправедливость другой.

Итак, духовное развитие, как развитие творческого начала в человеке. В связи с таким пониманием данной проблемы, сразу возникает вопрос: «А зачем?». Что могут по этому поводу сказать приверженцы данной концепции. Они будут говорить о реализации человеческого предназначения через творчество. Но опять же создается вопрос, а чем собственно изучение наук лучше или хуже чем, например, работа в офисе, или работа плотника, или каменщика. И то и другое, вроде бы, есть виды человеческой деятельности и совершенно непонятно нам, почему одни виды называют духовным развитием, а другие нет? Но скажут нам, - «Через творчество можно передать божественную природу человека и тем самым реализовать нашу божественную природу». И опять возражу я, - «Зачем?». И потом, нет ли иного более прямого пути этой самой реализации и не является ли путь этот слишком косвенным и слишком опосредованным для решения столь не простой задачи. И еще, нередко понимают под духовным развитием игру на музыкальных инструментах или изучение наук, как таковых. Не сочинение музыки и не создание собственных научных работ, но именно познание того, что было уже сделано человечеством. Или не умеет кто из вас читать и писать, и потому сложно ему выводить строчки на бумаге или, читая повторять их в мыслях. Не понятно какое все это имеет отношение к духовному развитию. Ибо сам термин этот предполагает, во первых, наличие духа, то есть чего то запредельного, существующего за миром этим и во вторых, развитие, то есть приближение или совершенствование этого духа, существующего, возможно, как малая частица внутри нас. Не есть ли это первое понимание, результат гордыни и развития нашего человеческого эго, но отнюдь не стремление к духовному совершенствованию?.

Рассмотрим вторую точку зрения, она предполагает познание духа как такового, непосредственно, используя методы и приемы разработанные в течение тысячелетий человечеством. Из всех религий мира известно, что главным и основным приемом который используется для истинного духовного развития является отнюдь не чтение книг и даже не писание стихов, но практики направленные на ограничение человеческих желаний, на отказ человека от желаний и самоуглубление, с целью постичь ту малую частичку самих себя которая называется Духом. И здесь ответ на вопрос - «Зачем?» представляется очевидным. Нужно это что бы выйти за пределы самого себя и, в конечном итоге, познать истинную свободу, в которой нет место желаниям, страхам и привязанностям, но есть место только той тайне с которой каждый из нас, хочет он того или нет столкнется когда либо обязательно. Нет сомнений, разумеется, что истинное творчество, как проявление действия духа, подчас приводит нас к состояниям которые, возможно испытывают те, кто познал вершины духовного совершенства. И когда, мы создаем новые научные работы или пишем стихи, или музыку или картины, подчас перед нами открывается пропасть и мы парим в ней чувствуя, что уже не мы сами управляем творением, но эту роль берет на себя дух. Каждый кто творил знает эти ощущения. Но не слишком ли кратковременны они? И не остается ли у нас после создания произведения ощущения легкой досады, что Дух снова покинул нас? Все это есть. И потому представляется мне верным только та точка зрения, что под духовным развитием можно понимать лишь непосредственное стремление к познанию духа, путем медитации и естественного самоограничения, путем тяжелой и сложной внутренней работы, сложной настолько, что не одна работа в мире не может сравнится с ней.

Что следует из всего изложенного чисто практически? На самом деле не важно читали мы, например, Библию, или не читали, играем мы на скрипке, или не играем, с точки зрения духовного развития не в этом дело. Но дело лишь в том, каковы наши истинные, внутренние устремления, стремимся ли мы показать всему окружающему человечеству какие мы умные, образованные и духовные, или же мы стремимся к истинному познанию Духа. И лишь тот и только тот духовно развивается, кто на внутреннем уровне преодолевает все тяготы пути, но не тот, кто читает Кастанеду, или пишет очередную статью, или научную работу. Именно этот феномен замечательно показан Германом Гессе в его известном романе «Сиддхартха».

На этом позвольте закончить. В заключение хочу сказать только одно, что к сожалению, не есть наш свободный выбор идти тем или иным путем, но несмотря на это, можем мы хотя бы попытаться повернуть колесо судьбы дабы дала она нам возможность хотя бы на миг приобщиться к тайнам Духа.

Три стадии духовного развития

В этой статье я буду говорить о духовном развитии. Я постараюсь кратко и емко изложить, свои размышления о предмете, имеющем, по моему мнению, немалую важность для каждого человека.

Итак, первое, под духовным развитием я понимаю, все действия совершаемые человеком для достижения переживания, Духа, Бога отца, Брахмана, или Орла, в зависимости от традиции, в которой живет тот или иной человек. При этом понимается, что все мы пришли когда-то из определенного первоисточника, в который когда-либо вернемся, и который в разных социо-культурных континуумах описывается по-разному.

Несмотря, на большие различия в описаниях, Он этот первоисточник, характеризуется некоторыми общими чертами, такими как: отсутствие формы, отсутствие размера, отсутствие границ, а так же, он является содержимым и одновременно содержащим все сущее во вселенной, включая то, чем были, что мы есть и чем станем после смерти. Примерно так. Итак, духовное развитие это процесс достижения этого самого источника, причем достижения не в ментальном (то есть умственном) плане, а в опытном, то есть через непосредственное переживание и восприятие нашими органами чувств. При этом главным достижением духовного развития является не едино-моментное переживание восприятия этого первоисточника, а достижение состояния, когда мы можем по собственной воле (или точнее воле духа, что в данном случае одно и тоже) воспринимать или не воспринимать его. Второе, я выделяю три стадии духовного развития:

1. Отсутствие стремления ко всякому духовному развитию и отрицание всякой его возможности. 2. Выбор духовного развития, как цели существования человека в любой форме этого самого развития, стремление к постижению духа, но при этом не достижение основной цели духовного развития. 3. Достижение основной цели духовного развития – ситуация когда человек по своей воле может воспринимать первоисточник и, если он решает, может остаться в нем навсегда.

Разумеется, между двумя последними стадиями существует множество ступеней, но, признавая это, я хочу описать преимущества и недостатки основных фаз, не концентрируясь на мелочах и формулировках (коих тоже великое множество). Я так же не хочу здесь анализировать причины, почему каждый из нас находится на той ступени, на которой находится – не это тема данной статьи.

Начну же.Первая стадия. Отсутствие духовного развития. На этой стадии человек весьма защищен, он не признает существование духа и подсознательно уверен, в том, что будет жить вечно. Он не думает о смерти и основной целью его жизни является получение удовольствия или развитие умственных способностей или творчества (в зависимости от воспитания), но зачем это все надо, он точно не может сказать и вообще старается над этим не задумываться. Кратко девиз этой стадии можно было сформулировать так: «Не думай». Вследствие того, что человек старается не о чем не задумываться, он хорошо защищен, и мало что тревожит его в этой жизни, особенно если она протекает более или менее успешно. Человек умеет принимать вещи такими какие они есть, но не из сознательных соображений, а просто потому, что глубоко убежден, что ничего в этом мире изменить нельзя, да и, в общем, незачем менять. Эта стадия – стадия среднего обывателя и лишь серьезные изменения в жизни человека могут сдвинуть его на ступень выше, а могут и не сдвинуть (впрочем, как я уже упоминал, это не тема данной статьи).

Вторая стадия, человек чувствует потребность соединения с духом, жизнь, как правило, не очень устраивает его, и уж подавно, его не устраивает факт грядущей смерти. Человек, всеми доступными ему способами начинает искать доказательства существования духа, он, как правило, не мало размышляет, начинает увлекаться философскими и религиозными учениями. На этой стадии человек, теряет защиту и покой, присущий тому, кто находится на первой стадии. Постоянные, сомнения и поиск не придают счастья его жизни, хотя и не отрицают радость и счастье полностью. Очень мало из тех, кто начинает искать дух, осознают тот факт, что уже сам выбор этого поиска начинает накладывать на человека те обязательства, которые начисто лишен человек первой стадии. Одним словом, даже в самом начале поиска духа человек начинает подчиняться законам духа и обязан следовать этим законам, иначе жизнь его может превратится в кошмар. Жизнь человека, который начинает искать дух перестает принадлежать ему, но начинает принадлежать духу и тем больше, чем ближе первоисточник, или чем большее значение придает сам человек этим поискам. Взамен человек не получает практически ничего. Таким образом, девиз человека находящегося на второй стадии можно сформулировать как: «Вечный поиск». А его главная проблема отсутствие опоры в жизни, ибо, с одной стороны, поиск уже начат и, значит, опора человека первой стадии не работает и, с другой стороны, цель еще не достигнута и не работают защиты человека достигшего третьей стадии.

Третью стадию можно описать лишь на основании того, что о ней говорят (а точнее пишут) те, кто ее достиг. На этой стадии человек знает все, истина доступна ему он не боится ни жизни не смерти, но, не потому, что не думает, а потому что знает, что это такое. Сама его жизнь является или не является его, а точнее духа, свободным выбором, ибо на этой стадии человек не принадлежит самому себе, а является идеальным проводником духа, но это не вызывает у него никаких возражений потому, что он как бы является частью этого самого духа. Он абсолютно защищен так, как достиг то, что искал, и у него нет никаких сомнений.

Таковы в самом общем виде все три стадии. Надо остановится еще на одном моменте, мало кто из тех, кто находится на второй стадии достигают третьей, подобно тому, как мало кто из тех, кто находится на первой стадии переходят во вторую. Но если для человека находящегося на первой стадии это практически не проблема так, как на своей стадии он чувствует себя более или мене защищенным и сложности у него возникают лишь, когда ему плохо, или перед лицом смерти. То, человек, который застрял на второй стадии, конечно же, чувствует себя весьма неважно. Защит у него нет, и у него нет практически ничего на что он мог бы опереться в жизни, сама цель подчас вызывает у него сомнения, часто ему просто плохо, и еще более часто он умирает не получив даже разового переживания духа.

Именно поэтому, возможно, в нашем мире такое распространение получила религия и особенно вера, ведь именно вера есть единственное что способно хоть немного (а подчас и существенно) защитить человека, находящегося на второй стадии духовного развития. Вера есть перенос опыта людей, которые достигли третьей стадии, теми, кто ее не достиг на себя. Человек, который верит, часто не имеет собственного переживания первоисточника, но он настолько убежден в том, что кто-то этого уже достигал, что это придает опору его жизни и позволяет ему двигаться по этому нелегкому пути.

Надо отметить, что в этом мире нет задачи сложнее, чем задача духовного развития и нет более тяжелой работы, чем работа по этому развитию. Если человек идет по этому пути, с учителем, то тогда он не нуждается в вере, ибо учитель сам знает что ему надо. Но если учителя нет, что происходит в большинстве случаев, то единственное что может помочь человеку на его пути это вера, к сожалению, она может и остановить путь духовного развития, что так же происходит не редко.

В заключение хочу сказать только одно, мне представляется что мы все таки пришли в этот мир с целью этого самого развития, и несмотря на то, что путь так тяжел мы все должны пройти по нему сколько сможем.

Леонид Эрштейн 2007.
All right reserved.
Hosted by uCoz