На ГЛАВНУЮ ОБО МНЕ ОБ ЭССЕ О СМЕРТИ О НАУКЕ О СТИХАХ МУЛЬТ и ПЕСНИ ГОСТЕВАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
СТРАХОВАНИЕ
О ВЗРОСЛЫХ
УСПЕХ МЕНЕДЖЕРА
БЛАГОПОЛУЧИЕ
КОНФЕРЕНЦИИ

Тьюторинг как способ повышения качества образования взрослых.

Опубликовано в сборнике: Постдипломное образование: проблемы качества. 2006 год.

Одним из способов, позволяющих существенно повысить качество образования взрослых, является использование в его процессе средств тьюторской деятельности.

Рассмотрим, в чем заключается специфика тыоторинга и какими средствами располагает тьюторинг для повышения качества образования взрослых. Анализ специальной литературы позволяет выделить множество подходов к описанию тьюторской деятельности с точки зрения различных базовых оснований, самыми значимыми среди них представляются позиционный и функциональный.

Позиционный подход - когда тьютор рассматривается как педагог, придерживающийся определенных позиций. Этого подхода придерживаются такие исследователи, как Г. Н. Блинов, А. Т. Тупицын, Д. Н. Проскуровская, Н. В. Рыбалкина, Т. М. Ковалева. Так, А. Т. Тупицын, описывая позицию тьютора, уточняет: "Позиция тьютора принципиально отличается от других педагогических позиций... Прежде всего он выражает интересы воспитанника, а не государства, школы, семьи и т. д., его задачей является помощь и поддержка ребенка в сложных ситуациях его жизни" (Тупицын А. Тьюторство в контексте "Педагогики самоопределения". Индивидуально-ориентированная педагогика. Материалы 2-й межрегиональной тьюторской конференции.-Томск, 1997).

Позиция тьютора является субъект-субъектной позицией, для нее характерно, " то, что тьютор пытается встать на место обучающегося, осознать имеющееся проблемы и решать их с его точки зрения. Н. В. Рыбалкина, освещая философский аспект позиции тьютора, подчеркивает, что тьютор отвечает за конфликт, относящийся к самообразованию, и разрешает конфликт между культурным и индивидуальным, т. е. позволяет понять культурное, знаниевое как личное, глубоко свое - прожить его и стать ответственным за него. На наш взгляд, позиция тьютора характеризуется следующими особенностями: это установка на самообразовательную деятельность обучающегося; готовность всегда оказать как информационную, так и психологическую поддержку студентам; ориентация на исследовательскую деятельность студентов; психологическая открытость и готовность сотрудничать со студентами в любой интересующей их сфере учебной деятельности.

Функциональный подход - в этом случае тьютор рассматривается как педагог, выполняющий определенные функции. Такая позиция также разделяется многими авторами, особенно зарубежными. В отличие от позиционного подхода, функциональный подход предполагает описание конкретных функций, которые должен в своей деятельности выполнять тьютор. Так Mary F. Roe и Carol Vukelic (2001 г.) перечисляют следующие функции тьютора: "1. Профилактика академических проблем (проблем с успеваемостью). 2. Помощь тем, кто имеет сложности в разрешении этих сложностей. 3. Помощь в подготовке текущих контрольных заданий. 4. Повышение текущей успеваемости студентов". В свою очередь, международный институт менеджмента, который активно использует тьюторинг при подготовке менеджеров, приводит на своем сайте такие функции тьюторов: помощь в получении максимальной отдачи от учебы, обеспечение обратной связи о выполнении заданий, проведение групповых тьюториалов, консультации, поддержка заинтересованности в обучении на протяжении всего курса и др.

По мнению большинства авторов, одной из главных функций тьюторинга является создание индивидуальной образовательной траектории. Так Т. М. Ковалева видит в тьюторе прежде всего консультанта по разработке индивидуальной образовательной программы с использованием в ней конкретных результатов обучения. А Н. В. Рыбалкина, рассматривая сущность тьюторской деятельности, подчеркивает значимость такого понятия, как индивидуальная образовательная траектория, рассматривает его как базовое понятие деятельности тьютора.

Следствием функции создания индивидуальной образовательной траектории, на наш взгляд, является появление функции, косвенно указанной большинством авторов, а именно - формирование учебного альянса. Термин "учебный альянс" взят нами из теории и практики психоанализа, так как характер взаимодействия студента и тьютора очень напоминает взаимодействие между пациентом и психоаналитиком. В психоанализе используется термин "лечебный альянс". Один из классиков современного психоанализа Петер Куттер определяет этот термин как успешность сотрудничества аналитика и пациента, подразумевающего рациональное и разумное отношение анализируемого к аналитику (Greenson, 1967). Под сотрудничеством понимают прежде всего готовность пациента свободно ассоциировать, откровенно рассказывать обо всем. Такая откровенность подразумевает высокую степень доверия, которая не может возникнуть сразу, а созидается постепенно.

На наш взгляд, учебный альянс - это такие взаимоотношения между преподавателем и студентом, когда оба они находятся в состоянии сотрудничества, направленного на успешное решение учебной задачи и преодоление препятствий внешнего и внутреннего характера, мешающих решению этой задачи.

Одной из основных проблем обучения являются те сложности, которые существуют у обучающегося, даже в том случае, если он искренне хочет научиться данному предмету. Задача построения учебного альянса сводится к тому, чтобы определить эти сложности и выработать индивидуальную методику по их преодолению, которая, по сути, и будет являться индивидуальной образовательной траекторией. Для этого преподаватель должен обладать обширными знаниями в области педагогики и психологии, кроме того, он должен обладать способностями к рефлексии и, в случае необходимости, научить рефлексии своего студента. Поэтому функция создания учебного альянса имеет междисциплинарный характер и требует от преподавателя и студента привлечения знаний и умений в тех областях, которые могут не иметь непосредственного отношения к изучаемому предмету.

Тьютор как нельзя лучше подходит для создания такого альянса прежде всего потому, что он с точки зрения разделяемой им позиции работает в рамках субъект-субъектного подхода и значит должен рассматривать любую учебную проблему прежде всего с точки зрения студента, а не преподавателя.

Разница между функциональным и позиционым подходами достаточно четко определена многими исследователями, утверждающими, что если функция фиксирует социальную представленность деятельности, то позиция определяет содержательную сторону деятельности и поэтому зависит только от самоопределения выполняющего ее человека. Эти подходы не противоречат, но взаимно дополняют друг друга и лишь в своих крайних проявлениях отличаются.

Преподаватель может выполнять функции тьютора, не разделяя тьюторскую позицию. И, наоборот, преподаватель может разделять позиции тьютора, но не выполнять его функции, например, потому, что он не имеет для этого возможностей или соответствующей подготовки. Но в норме из позиции следуют функции, иначе говоря, из самоопределения следует самореализация в рамках данного самоопределения. Поэтому функциональный подход следует из позиционного.

Личностный подход отражает тот факт, что в своей деятельности тьютор обязан знать личные особенности каждого студента. Он должен быть в курсе основных проблем его домашней жизни. Исторически первые тьюторы отвечали не только за учебную, но и за внеучебную жизнь студентов. Они жили при университетах, в студенческих городках и были в состоянии наблюдать за течением жизни студентов, как в процессе обучения, так и вне этого процесса. В настоящее время такое невозможно, но для создания учебного альянса тьютор должен знать психологические особенности своих студентов, специфику их жизни, их интересы, склонности и предпочтения. Как бы ни осуществлялась тьюторская деятельность, личностный подход является фундаментом этой деятельности, объединяя функциональный и позиционный подход в единое целое.

В образовании взрослых, отличающемся, по мнению большинства авторов, необ ходимостью учета опыта и особенностей личности обучающихся, тьюторинг затре бован как нигде, так как, с одной стороны, исторически тьюторинг разрабатывался как форма обучения прежде всего взрослых, ведь он начинался в университетах Оксфорда и Кембриджа, где обучались в основном взрослые люди. И, с другой сто роны, тьюторинг как форма обучения наиболее полно соответствует требованиям, предъявляемым андрагогикой к образованию взрослых.

Леонид Эрштейн 2007.
All right reserved.
Hosted by uCoz