На ГЛАВНУЮ ОБО МНЕ ОБ ЭССЕ О СМЕРТИ О НАУКЕ О СТИХАХ МУЛЬТ и ПЕСНИ ГОСТЕВАЯ
СМЕРТЬ
ТОТАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
СМЕРТЬ КАК СИСТЕМА
ЗНАЧЕНИЕ СМЕРТИ
О СМЕРТИ БЛИЗКИХ

Значение смерти в человеческой жизни

Данная работа будет посвящена проблеме, которая волнует человечество с момента его возникновения и до наших дней, она будет волновать человека, через годы и поколения после нас, как волновала за годы и поколения до нас. Об этой проблеме писали величайшие ученые и известнейшие писатели, в ее обсуждении слились научная, художественная и религиозная литература.

Речь пойдет о проблеме смерти. Однако, несмотря на обилие всевозможнейших источников самого различного характера в них по большей части смерть рассматривается отдельно от жизни, как продолжение или конец человеческого существования. Мы же поставим вопрос несколько необычным образом. Нас будет интересовать, какое влияние оказывает смерть на жизнь человека или, иначе говоря нас будет интересовать смерть, как фактор человеческой жизни.

За все время своего существования человечество выработало две основные концепции, описывающие представления людей о смерти. Первая концепция основывается на том, что смерть есть абсолютный конец существования человеческой личности, с момента смерти человек исчезает с лица земли, так, как будто он никогда не существовал и более ни в какой форме существовать не будет. Данная концепция выражена в форме материализма и восходит своими корнями к античной культуре древней Греции, в целом она появилась относительно недавно и ее распространение связано с распространением и развитием западной культуры цивилизации. Вторая концепция утверждает, что после смерти развитие человеческого существа в той или иной форме продолжается, человек в какой либо форме встречается с создателем всего сущего, который представлен опять таки как угодно многообразно, но в любом случае, человек должен отвечать перед создателем каким либо образом за дела и поступки совершенные в этой жизни.

Мы не будем здесь рассматривать какая из концепций является более верной отметим лишь следующее. Из первой концепции автоматически следует, что смысл жизни заключается в получении удовольствия, а так же, что принцип " цель оправдывает средства" абсолютно верен, поскольку ни за какие средства, например, за жестокость и бесчеловечность никогда не придется отвечать. С другой стороны, человеческая жизнь, согласно последователям первой концепции, имеет абсолютную, законченную ценность, ибо если смерть есть полный конец, то это значит, что ничего дороже жизни в этом мире нету и жизнь человека необходимо сохранять любой ценой. Еще одним аспектом жизни человека, который придерживается первой концепции является наличие у него бесконечного, глубокого страха смерти, ужасного настолько, что даже сама мысль о смерти вызывает у человека такой ужас, что человек старается о смерти не думать, более того, человек на подсознательном, а часто и почти сознательном уровне старается жить так, как будто он не умрет почти никогда. Это представление, как пишет Карлос Кастанеда является прекрасным способом защиты, но имеет два базовых недостатка. Первый из них заключается в том, что перед смертью, когда смерть уже неизбежна, человек теряет всякую защиту, он испытывает муки ужаса перед предстоящей смертью. И второй, как пишет все тот же Кастанеда, это тот факт, что поступки человека, который думает, что будет жить вечно лишены реальной силы, ибо когда человек думает, что у него впереди бесконечность времени, он может менять свои решения столько раз сколько захочет и следовательно эти решения не окончательны и значит не имеют реальной силы. Таким образом, те кто привержены первой концепции в значительной степени ослаблены своим отрицанием смерти и при этом жестко ориентированы на материальное, ибо никакое духовное развитие для сторонников этой теории не может иметь место, поскольку ими отрицается сам дух. То, что эти люди называют духовным развитием - есть, в лучшем случае, развитие ума, а, как правило, это просто действия направленные на кмпенсацию собственных комплексов.

Теперь поговорим о сторонниках второй концепции. Смысл жизни людей искренне считающих, что за пределами смерти что-то есть, не может быть в получении удовольствия, он заключается в каком-либо варианте духовного развития и служения создателю. Естественно так же, что принцип "цель оправдывает средства" для такого человека не работает, ибо за "любые средства" после смерти придется таки отвечать и их применение может создать колоссальные сложности в будущем развитии. Нам могут возразить, что сам по себе этот принцип - принцип иезуитов т. е. людей однозначно, якобы сторонников второй концепции, но это не так любую религиозную систему можно извратить при помощи фразы " так угодно Богу", но в реальности нет ни одного вероучения одобряющего принцип "цель оправдывает средства", кроме материализма, есть лишь люди которым удобно использовать имя создателя в своих материальных целях и средствах.

С другой стороны, сам по себе выбор целей для сторонников второй концепции не может быть ориентирован на чисто материальные вещи, поскольку эти люди ясно осознают бренность человеческого существования и преходящее значение материального. При этом, как люди всем своим существом убежденные в том, что смерть это не конец, они не боятся думать о смерти и перед смертью, как правило, не испытывая глубокого страха, они лишены тех психических страданий, каким подвержены сторонники первой концепции. Для людей придерживающихся второй концепции, жизнь не является самым ценным, что есть у человека, что приводит к двум важным последствиям.

Во первых, эти люди вследствие того, что у них практически отсутствует страх смерти, способны без особых проблем жертвовать жизнью, ради каких либо нравственных или духовных целей. Во вторых, иногда, для этих людей проще умереть чем жить, что создает определенные склонности к самоубийству, особенно если они придерживаются какого либо сложного или экзотического варианта концепции, которая сама по себе встречается в столь многообразных вариантах и сочетаниях, что им, этим вариантам нет числа. Но абсолютно все рeлигии мира самоубийство отрицают и запрещают, поэтому склонности к суициду развиты у сторонников второй концепции очень редко.

С другой стороны, жизнь человека, осознающего, что он может умереть в любой момент, как пишет Кастанеда, наполнена реальной силой, ибо у такого человека нет времени на сомнения и размышления, а есть время только на решения и действия и поэтому его поступки обладают реальной силой, ибо они окончательны. Еще раз оговоримся, мы не будем здесь рассматривать вопрос о том, какая концепция более верная, это уже сотни раз делали до нас и еще будут делать после.

Но из всего вышесказанного совершено ясно, что отношение к смерти имеет колоссальное значение в нашей жизни, коротко обобщим какое. 1. Отношение к смерти коренным образом влияет на выбор жизненной цели. 2. Отношение к смерти определяет, то какие средства для реализации цели можно использовать в жизни. 3. Отношение к смерти определяет то, как будут себя чувствовать люди перед смертью, будут ли они умирать спокойно или в психических страданиях. 4. От отношения к смерти зависит будут ли люди испытывать в жизни приступы жестокого страха смерти или они будут относится к смерти спокойно, а значит. 5. Отношение к смерти определят так же степень подверженности неврозам. 6. От отношения к смерти зависит будут ли поступки человека в жизни наполненны реальной силой, будет ли он выражаясь словами Кастанеды "жить как воин или, как последний болван". 7. Ну и, наконец, именно отношение к смерти определяет есть ли смысл у самой жизни или нет. Как видим, отношение к смерти определяет основные качества самой жизни.

И теперь невольно у нас возникает вопрос: " А от чего же зависит какого отношения к смерти будет придерживаться человек?" Практически сразу после рождения, как только человек научается говорить, человек узнает о том, что когда-то он пришел в этот мир и когда-то уйдет. Именно то, каким будет первый ответ на вопрос, что такое смерть, с позиции какой концепции будет дан ответ и определит, видимо, какой концепции будет придерживаться человек всю свою жизнь. Видимо, именно от того, какой концепции придерживается ближайшее окружение маленького ребенка, и зависит то какой концепции будет придерживаться ребенок.

С другой стороны, не исключено, что ранние, досознательные впечатления маленького ребенка имеют также влияние на формирование отношения к смерти. С раннего возраста в человеке программируется то или иное отношение к смерти и, конечно же очень важным является то с какого возраста начинает осуществляться это программирование и насколько последовательным оно является. Если с ребенком не разговаривают о смерти, то он ловит неосознанное отношение к смерти окружающих и перенимает его буквально. В современном обществе не принято говорить с ребенком о смерти, поскольку люди современной цивилизации по большей части придерживаются первой концепции.

К сожалению, в ребенке не только не формируют отношение к смерти с позиций второй концепции, но и лишают его, подчас, даже самой информации о том, что представления второй концепции существуют, тем самым лишая ребенка возможности выбирать какой концепции ему придерживаться и, как следствие, как ему жить на этом свете. Вследствие огромной важности, а так же неразрешенности проблемы ребенку необходимо предоставить, хотя бы в школьный период его жизни возможность выбирать, какого отношения к смерти он может придерживаться. Кстати сказать, именно тот факт, что неизвестно какая из имеющихся концепций верная, так же подтверждает необходимость предоставить маленькому человеку решать какой точки зрения ему стоит придерживаться. Ибо если взрослые не знают, какая точка зрения верна, то верной может оказаться любая из двух и ребенок в плане выбора имеет не меньше преимуществ, чем взрослый.

Именно поэтому, для нас представляется несомненным введение в школьную программу курса, который бы знакомил детей с основными способами отношения к смерти в разных этнокультурных средах, анализировал и сравнивал разные способы и в конечном итоге, давал бы детям возможность выбрать тот конкретный способ отношения к смерти, который им больше подходит. Причем выбрать не только на ментальном (умственном), но и, в значительной степени, на чувственном уровне. В целом же обсуждение этой проблемы в школьном курсе должно способствовать духовному и нравственному развитию детей, а так же осознанию ими ценности человеческой жизни, как противоположности смерти. С другой стороны, мы отдаем себе отчет в том, что, вероятно наиболее главными являются первые впечатления ребенка о смерти, поэтому данный курс, возможно не будет иметь базового значения для формирования отношения к смерти, но, он, во всяком случае, будет очень полезен. Именно для того что бы курс имел наибольшее влияние мы рекомендуем начинать его проведение с самого первого класса школы и продолжать все годы обучения вплоть для 11го класса.

Для реализации этого проекта необходимо подготовить соответствующее обоснование, а в последствии и конкретные программы. Теперь поговорим о возможных проблемах. Пока совершенно не ясно, каким будет влияние разговоров о смерти на детей. Не исключена вероятность, что у детей с повышенной чувствительностью это может вызвать депрессии или какие либо иные психические расстройства. С другой стороны, возможно, что такой курс спровоцирует развитие жестокости или бессердечия у детей. Однако, почти с уверенностью можно сказать, что негативное воздействие этого курса будет существенно меньше, чем у современного телевидения, а при грамотном, щадящем построении это негативное воздействие можно будет свести к минимуму, если не исключить совсем.

Леонид Эрштейн 2007.
All right reserved.
Hosted by uCoz