На ГЛАВНУЮ ОБО МНЕ ОБ ЭССЕ О СМЕРТИ О НАУКЕ О СТИХАХ МУЛЬТ и ПЕСНИ ГОСТЕВАЯ
СМЕРТЬ
ТОТАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
СМЕРТЬ КАК СИСТЕМА
ЗНАЧЕНИЕ СМЕРТИ
О СМЕРТИ БЛИЗКИХ

Об основных приципах воспитания человека с точки зрения законов жизни и смерти

Эта работа является органическим продолжением и развитием темы взаимоотношения человека и смерти, которая была затронута нами в предыдущих статьях*. Речь пойдет о той страшной ситуации, с которой раньше или позже сталкивается почти любой человек, а именно со смертью близкого, дорогого для нас человека.

Факт потери любимого или близкого человека, является, безусловно, величайшим стрессом для любого человека, который придерживается первой из двух концепций описывающих отношение человека к смерти, обе концепции подробно рассмотрены нами в иной работе, здесь же кратко напомним, в чем суть обеих концепций, не касаясь проблемы аргументации. Итак, суть первой концепции состоит в том, что смерть это абсолютный конец, и этот взгляд на вещи наиболее четко представлен в идеях материализма. Суть же второй концепции заключается в признании Бога в той или иной его ипостаси, а, следовательно, и продолжения жизни после смерти в различных вариантах и вторая концепция наиболее ярко представлена во всем многообразии религиозных учений.

Итак, как было уже сказано, для сторонников первой концепции факт потери близкого означает страшную и никак непоправимую трагедию, трагедию тем более ужасную, чем сильнее осознание факта окончательного ухода близкого и понимание того, что с этим человеком никогда ни в какой форме встречи уже не произойдет. Как уже говорилось, современный мир и современные методы воспитания направлены на то, что бы привлечь человека ко всему материальному или даже лучше сказать мирскому, поскольку не всегда речь идет напрямую о материальном. При этом человека ориентируют на то, что бы он как можно меньше думал о смерти, а также закладывают в него, пусть и не всегда до конца осознано ту мысль, что жизнь его, и, следовательно, его близких продлиться вечно. Цена, которую придется заплатить за, якобы, успокоение человека подобным образом ужасна. И дело, даже не в факте смерти самого человека, хотя это то же, конечно же, не маловажно. Дело в факте ухода тех, кого мы любим и чем сильнее чувство любви и привязанность, тем большей болью, трагедией, ужасом окажется для нас факт ухода близкого. Тем более серьезной психической травмой обернется для нас спокойная жизнь, когда все в порядке и тем большее спасибо мы сможем сказать тем, кто вольно или не вольно сделал нас сторонниками первой концепции. Это страшно по настоящему страшно и кажется, что выхода нет, что нельзя быть готовым к такой ситуации, однако, это не правда, это та страшная ложь, которую нам навязывает общество для того, что бы обеспечить свое собственное выживание, как целостной системы. Но, это отдельная тема, она повод для иного исследования, сейчас же отметим следующее.

Основной причиной того, что мы не готовы к такой тяжелой ситуации, как потеря близкого или собственный уход, является тот простой феномен, что нас к этому не готовят. Ибо, мы с рождения, как люди, не владеем ни чем. Чему-то нас впоследствии учат, а чему-то нет. Причем, в сущности, то чему нас учат является непосредственным отражением социальных ценностей в текущий период времени. А нам сейчас, увы, досталось такое время, когда готовить человека к такого рода ситуациям социальной ценностью не является.

Нет нужды говорить, что проблема существует и является реальностью и, отмахиваясь от нее, общество формирует несчастных и, что много более существенно, незащищенных людей. Однако, несмотря на все вышеизложенное, выход из данной ситуации есть и выход этот лежит в двух направлениях. Во первых, необходимо ясно и четко с первых вопросов человека о жизни и смерти, формировать в человеке убежденность в реальности второй концепции. В рамках такого рода воспитания, необходимо с раннего детства учить человека тем или иным видам медитации, будь то молитва или различные виды йоги. Одним словом, нужно научить человека техникам восприятия инобытия, причем не просто ментального осознания существования иных реальностей, а возможности постигать иную реальность через практику своего повседневного жизненного опыта, через возможность чувственного переживания столкновения с иными видами реальности. Это одна из целей различных форм эзотерической педагогики.

Если удастся добиться вышеозначенной цели, то тогда мы дадим возможность человеку проводить своих близких в последний путь даже в иной реальности и постольку, поскольку эта самая реальность будет для человека доступна, естественно, что никакого отчаяния при уходе близкого не будет, возможно, человек даже сможет испытывать радость, как это происходит в некоторых видах индусских духовных традиций. Но в современном обществе, конечно же, реализовать такой путь, будет едва ли возможно, по той простой причине, что человек владеющий подобными техниками не сможет разделять ценности этого самого общества и, следовательно, поставит под угрозу само его существование, а этого общество никогда не допустит. Сложность реализации объясняется так же тем, что общество не в состоянии предоставить людей способных осуществлять подобного рода обучение.

В связи с этим существует второе направление решения данной проблемы, которое не противоречит, а скорее дополняет первый путь. Суть этого второго направления заключается в том, что необходимо, как с первых дней формировать в человеке веру в Бога, пусть даже и не основанную на собственном опыте, так и постоянно говорить человеку о неизбежной смерти его и близких, а так же формироватть жесткое, но не жестокое, отношение к собственной смерти и смерти близких. Необходимо разъяснять человеку природу и смысл этого мира, его жестокость и одновременно стараться формировать в человеке не привязанность к себе и любимым, просто, вследствие, непостоянства и не вечности этого мира. Задача эта чрезвычайно сложная, так как все это необходимо сочетать с воспитанием человека в духе нравственного закона, дабы избежать появления жестокости и насилия вследствие осознания данных принципов. Сделать это можно используя два метода, с одной стороны, вместе с воспитанием человека в духе непривязанности и жесткого отношения к собственной и близких смерти, необходимо так же формировать представление о не приходящей ценности жизни как таковой именно из-за ее хрупкости и беззащитности. С другой стороны, необходимо, воспитывать в человеке осознание того факта, что за все деяния этой жизни и особенно за деструкцию придется заплатить потом, и заплатить сполна.

Таким образом, сочетание всех предложенный мер позволит, по нашему глубокому убеждению, вывести человека из той пропасти в которой он оказался вследствие ценностных ориентаций современного общества, которое не может обеспечить человеку защиту от тех ситуаций которые его, этого человеке, неизбежно, при всех обстоятельствах ждут.

К сожалению, совершенно ясно, что реализация всего вышеизложенного требует фундаментального пересмотра основных принципов современного образования, но сейчас всем более или менее здравомыслящим людям ясно, что эти принципы должны быть пересмотрены в любом случае.

Теперь мы хотим затронуть иную сторону обсуждаемой проблемы. Дело в том, что сама по себе смерть близких или даже собственный уход являются лишь видами экстремальных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Возможно, это самые экстремальные ситуации, но тем не менее, по сути запрашиваемых средой реакций, они ничем не отличаются, скажем от встречи с хулиганами, или от квартирного ограбления или от многих и многих ситуаций, с которыми мы можем столкнутся в жизни.

Создается весьма правомерный вопрос, как современная школа или даже жизнь готовит людей к ситуациям такого рода. И, если к ситуациям силового характера молодые люди могут подготовиться, занимаясь теми или иными видами единоборств, то к экстремальным ситуациям жизненного или психологического характера нас не готовят.

Нас учат чему угодно: географии, математике, музыке, но не тому, например, что должен делать человек, потерявший работу, или как перенести тяжесть от потери близкого человека. Общество оболванивает нас, подсовывая самые разнообразные и, как правило, ненужные знания, но оно не в состоянии научить нас даже простейшим основам действия в экстремальных ситуациях любой силы и направления. Тем самым мы похожи на людей, веселящихся на краю пропасти, и когда мы неожиданно соскальзываем в нее, мы чувствуем себя годовалыми детьми внезапно потерявшими маму и кричащими от боли и горя неспособными нечего противопоставить сложившимся обстоятельствам. Такова та страшная цена, которую платим мы за отказ осознать этот мир таким, какой он есть без прикрас и преувеличений.

И по нашему мнению лишь воспитание детей в духе эзотерических учений может привести к тому, что люди перестанут быть рабами и станут по настоящему свободными людьми. Наиболее, четко такой взгляд на вещи показан в книгах Карлоса Кастанеды, откуда следует, что в современном мире человек должен быть воином или вообще ни кем, и если он будет воином, то тогда он сможет быть готовым к любой ситуации ожидающей его в жизни и, значит, он будет свободен.

Разумеется, мы не тщим себя надеждой, что современная школа или общество начнет воспитывать людей в духе вышеозначенных принципов. Но в чем мы твердо уверены, что каждый человек, который хоть, сколько нибудь заинтересован в том, что бы его дети были счастливы, по крайней мере, постарается показать своим детям возможности идти подобными путями, для того чтобы его дети были хоть немножко больше готовы к столкновению с этим да и тем миром.

Леонид Эрштейн 2007.
All right reserved.
Hosted by uCoz