Компьютерная компетентность как фактор успешной деятельности менеджера
Опубликовано в сборнике: Взаимодействие личности, общества и образования. 2005 г.
Владение персональным компьютером для таких специалистов, как менеджеры, в современном мире становится обязательным. Это связано прежде всего с внедрением автоматических систем управления, систем электронного документооборота и компьютерной бухгалтерии в деятельность всех, даже самых малых фирм.
С внедрением персональных компьютеров существенно изменились требования к подготовке документов, в настоящее время нельзя представить себе документы, созданные иным способом, кроме как при помощи персонального компьютера.
Возрастает роль Интернета как источника информации и среды делового общения. Электронная почта и Интернет, пейджеры заменяют традиционные средства взаимодействия между партнерами.
Все эти факторы требуют от современного менеджера хорошей подготовки в области современных технологий, и прежде всего владения персональным компьютером как инструментом для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Обычно уровень владения персональным компьютером описывают, используя такие термины, как "информационная", или "информационно-технологическая" компетентность. На наш взгляд, такой подход является принципиально не верным. Информационная компетентность напрямую никак не связана с персональным компьютером. Признать эту связь - значило бы утверждать, что до появления персональных компьютеров информационной компетентности не могло быть. Между тем это не так, ПК в современном виде существуют последние 10-15 лет, а процессы обмена и переработки информации имеют решаюш,ее значение для общества, по крайней мере последние 100 лет.
Кроме этого, персональный компьютер не всегда является инструментом работы с информацией, например, когда он используется для компьютерных игр, говорить о работе с какой-либо информацией можно лишь весьма условно. Что касается информационно-технологической компетентности, то можно работать с современным персональным компьютером, не имея никакого представления о современных технологиях, что в большинстве случаев и происходит. Огромное количество рядовых пользователей на местах (бухгалтеров, юристов, секретарей и т.п.) не имеет ни малейшего представления об информационных технологиях вообще и о принципах работы ПК в частности.
На наш взгляд, требуется введение иного термина, который бы описывал уровень владения персональным компьютером с точки зрения знаний, умений (навыков) и отношений. Это термин "компьютерная компетентность". Сам по себе термин "компетентность" по-разному описывается в литературе. Вслед за Н.Ф. Родионовой и А. П. Тряпицыной мы будем понимать под компетентностью определенную совокупность знаний, умений, навыков и отношений. Так, Н. Ф. Родионова и А. П. Тряпицына указывают, что:
- 1. Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.
- 2. Компетентность проявляется исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации" [1].
Термин "Компьютерная компетентность" впервые появляется в статье В. А. Беспалова "Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения" [2].
При этом автор, в целом понимая компьютерную компетентность как определенный уровень владения ПК, указывает несколько видов компьютер-
ной компетентности. Так, он выделяет функциональную, системную и профессиональную компьютерную компетентность, а также креативную и акме-ологическую компьютерную компетентность. Определения компьютерной компетентности в целом автор не дает. Характеризуя, например, функциональную компьютерную компетентность, автор пишет: "... появляются новые когнитивные способности к взаимодействию с компьютером в учебной деятельности. Укрепляются перцептивные способности к расширению символического опыта (работы с символами и знаками), к развитию воображения, а также умственные: к мышлению свернутыми формами, к построению динамической модели решения задач с помощью язьгков программирования, к поиску необходимой информации в гипертексте". Надо ли понимать, что компьютерная компетентность связана с умением программировать или с владением графическими редакторами, не ясно.
В том же ключе написана и статья С. А. Максименко "Содержание и уровни компьютерной компетентности", в целом она повторяет статью В. П. Беспалова. На наш взгляд, сам подход авторов представляется неверным, у них отсутствует понимание компетентности как таковой, поэтому и описание компьютерной компетентности выглядит расплывчато и некорректно.
Как уже упоминалось, мы будем понимать под компетентностью совокупность знаний и умений (навыков) и отношений. Исходя из специфики использования персонального компьютера, мы можем выделить общую компьютерную компетентность, отражающую уровень работы на ПК любого пользователя независимо от специальности и профессиональную компьютерную компетентность, характеризующуюся уровнем работы на ПК в данной профессиональной ситуации, например, для юриста, менеджера или врача.
Мы выделяем следующие критерии общей компьютерной компетентности по трем компонентам:
o Когнитивный компонент. Пользователь, обладающий уровнем общей компьютерной компетентности, должен знать: назначение основных форматов файлов и то, какими программами с ними надо работать; основные устройства ПК, их назначение, достоинства и недостатки; на основании каких критериев нужно покупать ПК и периферию; основные тенденции развития компьютерной техники; основные операционные системы, их достоинства и недостатки.
Должен знать о назначении Интернета, а также его основные ресурсы для решения нестандартных пользовательских задач. Должен знать об интерактивных графических объектах; ресурсы в Интернете, где он может попросить помощь, и уметь пользоваться этими ресурсами.
Операциональный компонент. На уровне компьютерной компетентности пользователь должен уметь: решить нестандартную пользовательскую задачу самостоятельно и пользоваться Интернетом для решения таких задач;
разобраться с новой программой самостоятельно; пользоваться основными элементами интерфейса программ; пользоваться функцией помощи; решать
компьютерные проблемы на пользовательском уровне: зависание компьютера, потеря данных на носителе в результате его порчи, как бороться с вирусами и что делать, если компьютер их получил, как перевести файл из одного формата в другой, что делать, если не открывается файл. Пользователь должен уметь показать, как работать с той или иной новой программой и научить ею пользоваться.
На уровне отношения пользователь должен: иметь сформированную
мотивацию для совершенствования в области работы на ПК; стремиться к
применению персонального компьютера для решения своих жизненных за
дач; развивать свои компьютерные знания и умения.
Таким образом, профессиональная компьютерная компетентность будет включать все вышеперечисленные компоненты, а также свои профессиональные знания и умения, требующие использования ПК, в каждой специальности.
Опишем профессиональную компьютерную компетентность менеджера, то есть добавим к общей компьютерной компетентности еще и составляющую компьютерной компетентности менеджера. Надо отметить, что ключом к профессиональной компьютерной компетентности является общая компьютерная компетентность, и любой пользователь, достигший уровня общей компьютерной компетентности, легко достигнет уровня профессиональной компьютерной компетентности (если только это не компетентность компьютерных специалистов).
Тем не менее мы выделяем следующие показатели компьютерной компетентности менеджеров:
На когнитивном уровне менеджер должен знать: основные требования
к компьютерному специалисту фирмы, по каким критериям можно оценить
такого специалиста; название и назначение компьютерных программ для ре
шения управленческих задач; технический английский язык в рамках умения
перевести сообщение на экране компьютера или меню англоязычных компь
ютерных программ; методы организации локальных сетей, их достоинства и
недостатки; основные тенденции развития программного обеспечения для
бизнеса.
Менеджер должен уметь самостоятельно овладевать программами для
решения управленческих задач; обучать своих подчиненных работать с про
фессиональными программами; использовать Интернет для решения своих
профессиональных задач.
На уровне отношения менеджер должен стремиться использовать ком
пьютер в своей профессиональной деятельности и решать поставленные пе
ред ним профессиональные задачи при помощи компьютера, в том числе не
известными ему ранее способами.
Другим уровнем владения персональным компьютером является уровень компьютерной грамотности. Мы, вслед за А. И. Бочкиным, будем понимать под компьютерной грамотностью умение читать, писать и считать на компьютере. Так, в своем учебнике "Методика преподавания информатики" автор
указывает: "Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью можно понимать умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью ЭВМ" [3].
Мы бы не включали в компьютерную грамотность умение рисовать и искать информацию, так как существует немало людей, которые, являясь грамотными, делать это не умеют.
С точки зрения использования персональных компьютеров для современного бизнеса характерны следующие условия:
- 1. Быстро меняющееся программное и аппаратное обеспечение современных ПК.
- 2. Все большее внедрение персональных компьютеров в управленческую деятельность.
- 3. Замена бумажного документооборота на электронный.
- 4. Осуществление учета кадров, материальных ценностей, движения товаров и услуг при помощи персональных компьютеров.
- 5. Все большее распространение Интернета как источника информациии средства коммуникации.
На наш взгляд, находясь в таких условиях, менеджер сможет эффективно исполнять свои обязанности лишь в том случае, если он достиг уровня компьютерной компетентности. Если же он находится на уровне компьютерной грамотности или вообще не умеет работать на ПК, то успешно работать в таких условиях он уже не сможет.
Литература:
- 1. Родионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования. СПб., 2004.
- 2. Беспалов В. А. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного образования//Педагогика. 2003. № 4.
- З.Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Минск, 1998. С. 27.
| |